Фуфаева Валентина Степановна - Воспитатель детского сада
Проект в старшей группе «Впустите в сердце доброту»СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность проблемы. 2. Анализ ситуации. 3. Цель, задачи педагогического проекта. 4. Программа реализации проекта. 5. Ожидаемые результаты. 6. Дальнейшее развитие проекта. 7. Список использованной литературы. 8. Приложение. 1. Актуальность проблемы. Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожеланье «В добрый час». Доброта – она от века Украшенье человека. (Архипова Л. М.) Актуальность: Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. 2. Анализ ситуации. “Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!” В. А. Сухомлинский. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. 3. Цель, задачи педагогического проекта. Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей: Формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи: 1. Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей; 2. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям; 3. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка; 4. Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела; 5. Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения; 6. Побуждать детей к положительным поступкам и делам; 7. Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей. Гипотеза проекта: «Доброта - это хорошо?» Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательное развитие”, «Речевое развитие», “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, к жизни. 4. Программа реализации проекта «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.» - С таких замечательных слов началась проектный период Добра в нашем детском учреждении. В реализации этого проекта мы руководствовались следующими принципами в педагогической деятельности: 1. Любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. 2. Очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Тип проекта: долгосрочный, познавательный, творческий. Срок реализации: 1 учебный год (подготовительная группа). Партнёрство: родители воспитанников, сотрудники. Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ. Этапы реализации проекта: 1. Целеполагание. 2. Разработка проекта (подготовительный). 3. Основной. 4. Итоговый. Продукт проекта – Акция «Поделки для ветеранов из Каширского ЦСО «Забота»», презентация проекта «Впустите в сердце доброту». Механизм оценивания: 1. Анкетирование родителей и детей; 2. Наблюдения и беседы; 3. Дидактические игры; 4. Проблемные ситуации, поиск ответа на вопрос «Как поступить?» (ИКТ технологии); 5. Диагностика. Формы реализации проекта: 1. Совместная организованная деятельность с детьми; 2. Беседы; 3. Оснащение предметно-пространственной среды; 4. Работа с родителями. Продукты реализации проекта: 1. Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»; 2. Оформление «Дерева добра»; 3. Создание сундучка добрых ладошек и шкатулки добрых слов; 4. Создание картотеки дидактических игр и словесно-художественного материала по теме «Эмоции. Коммуникация. Чувства»; 5. Создание добрых поделок для сотрудников ДОУ и для родных и близких. 6. Открытое мероприятие «Добрая сказка» (с элементами драматизации); 7. Презентация проекта; 8. Диагностика и результаты механизмов оценивания. №п/п Название мероприятий Цели СЕНТЯБРЬ 1. Круглый стол для педагогов и родителей. Обсуждение целей и задач проекта. 2. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме “Решение педагогических ситуаций” Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение. 3. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Воспитывать желание заботиться о близких людях, формировать представление о семейных традициях и праздниках. 4. Занятие: «Добро в твоём сердце» Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям. 5. Рисование дома для своей семьи. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. ОКТЯБРЬ 1. Разучивание: пословиц о добре; игр “Я не должен – я должен”, “Мост дружбы”, “Радио”, “Секрет”, “Добрые и вежливые слова” Учить понимать значение пословиц о дружбе. Связывать значение пословицы с определенной ситуацией. 2. Оформление «Дерева добра» Коллективная работа. Учить детей оценивать свои и чужие поступки. 3. «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду) Воспитывать желание помогать старшим. 4. Выступление на родительском собрании «Воспитание добротой» Показать важность воспитания доброты в детях. 5. Занятие: «Сказочный денёк». Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. НОЯБРЬ 1. Ситуативная театрализованная игра: «Котик и ёжик на качелях». Обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов. 2. Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов» Стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. 3. Занятие по лепке «Кружка для дедушки». Вызвать интерес к изготовлению подарка своими руками; воспитывать заботливое отношение к близким людям. 4. “Книжкина больница” – организация работы по ремонту старых книг Коллективная работа. Учить детей делать добрые дела. 5. День «Добрых дел» - “Подари книжечку малышам” Воспитывать желание заботиться о близких людях. ДЕКАБРЬ 1. Акция “Кормушка для птиц”. Воспитывать чувства сопереживания и доброты по отношению к живым существам. 2. Просмотр мультфильмов “Добро пожаловать”, “Сказка про доброго носорога”, “Чудовище”, “Как ослик счастье искал” (по выбору). Обсуждение просмотренных мультфильмов. Оценка детьми поступков героев. 3. Чтение стихов, рассказов о добре: С. Я. Маршака “Друзья-товарищи”, Г Остера “Вредные советы”, В. Осеевой “Рыжий кот”, “Добрые слова” Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа. Сопереживать персонажу. 4. Показ кукольного театра (Би-ба-бо) детьми старшего возраста для малышей по русской народной сказке “Зайкина избушка”. Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. ЯНВАРЬ 1. Игры: «Кто скажет больше добрых и тёплых слов», «Волшебные руки», «Фотографии друзей» и т. д. Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими. 2. Разучивание песен о доброте и дружбе.Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими. 3. Беседа «Добрый человек. Что это значит?» Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. ФЕВРАЛЬ 1. Придумывание сказок с детьми «Как стать добрым и вежливым?» Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих 2. Создание добрых поделок для сотрудников ДОУ и для родных и близких. Создание у детей позитивного отношения к окружающим людям. 3. Анкетирование родителей и детей на тему «Что я знаю о доброте?» 4. Беседы «Как порадовать маму», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?» Воспитывать желание заботиться о близких людях 5. Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фун-тика. Барбарики «Доброта».Леопольд «Ярко солнце светит». Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков. МАРТ 1. Создания пособия «Мирилка». Разучивание мирилок. Создание у детей позитивного отношения к окружающим людям. 2. Ситуативные игры: «Машина», «Случай в малине», «Помощь бельчонку», «Ириски». Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние и находить его причину. 3. Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней!», «Волшебный стул» Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. АПРЕЛЬ 1. Чтение произведений В. Маяковского “Что такое хорошо, что такое плохо”, ненецкие сказки “Айога”, “Три сына”, Е. Благининой “Подарок”, “Как светлячок друга искал”. Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках; воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим. 2. Показ кукольного театра детьми старшего возраста для детей младшей разновозрастной группы русская народная сказка “Маша и медведь” (настольный театр). Воспитание желания совершать «красивые поступки». Воспитывать доброе отношение, заботу о младших. 3. Выставка рисунков по произведению В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла». Накопление опыта в приобретении качеств, свойственных добру. МАЙ 1. Акция: «Сотвори добро», «Подарок ветерану» Привлечение членов семьи ребенка к участию в изготовлении подарка ветеранам. Формирование у родителей и детей желания принимать участие в совместных действах организованных в ДОУ. 2. Этюды «Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрые ладошки» Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим 3. «Как друг другу помогаем» (работа в парах) Воспитывать желание помогать друг другу. 4. Оформление фотовыставки «Наши добрые дела» Коллективная работа. Учить детей оценивать свои и чужие поступки. 5. Презентация проекта. Итог выполненной работы. Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности. 5. Ожидаемые результаты. При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты: Сформировать у детей активную жизненную позицию через участие в волонтерском движении, развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков. Бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных. Воспитание гуманных чувств. Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги: • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акции “Подари улыбку”. • Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акции “Подари улыбку”, посещений “Дня открытых дверей”. • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта. 6. Дальнейшее развитие проекта Продолжать воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Продолжать работу по развитию уверенности в себе и своих возможностях. Продолжать формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения. Оформление альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела». Создать методическое пособие «Мирилки». Вывод: во время реализации данного проекта были получены следующие результаты: 1. В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В. Осеевой, Г. Остера, Е. Благининой о дружбе, о добре. 2. Детьми подготовительной группы было подготовлено и показано театрализованное представление русской народной сказки “Заяц и лиса. 3. Совместное участие в акциях “Доброе Сердце”, “Кормушка для птиц” еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей. 4. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы. 5. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку. 7. Список используемой литературы. 1) Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2) Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 3) Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 4) Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 5) От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 6) Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год. 1 октября 2017 в 16:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.