Фуфаева Валентина Степановна - Воспитатель детского сада

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Русские народные традиции и художественные промыслы».

 Актуальность проекта.

Народные художественные традиции, выработанные многовековой мудростью их творцов, органично вписываются в совместную деятельность педагога с детьми, так как народная педагогика, обращенная к миру детства, освящена поэзией и добром. Считалки, пословицы, поговорки, сказки, игры и другие виды народного творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы и творческие возможности ребенка. Детям близки и понятны народные орнаменты, мотивы и образы произведений декоративно-прикладного искусства.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Поэтому в наше время необходимость и целесообразность  эстетического воспитания в соответствии с требованиями современных педагогических технологий строить на основе национальных художественных традиций.

Цель проекта.

Воспитание творчески развитой личности; приобщение к русской национальной культуре.

Задачи:

- Пробудить интерес к истории и культуре России.

- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

- Показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством (песни, припевки, колядки, обряды).

- Дать представление о народных традициях и играх.

- Показать, что древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости.

- Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки и народного праздника Свистопляски.

- Рассказать об одном из наиболее ярких явлений в искусстве: росписи по дереву – хохломе, самой яркой лаконичной городецкой росписи.

- Объяснить, что сельские изделия представляют большую художественную ценность.

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии опыта воспитания.

- Привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно-развивающей среде.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (сентябрь):

Создание развивающей среды,

Работа с родителями,

Подбор материала и т.д.

 

Практический (с октября по май) организация деятельности детей.

Заключительный: подведение итогов практической деятельности детей.

Формы работы:

НОД

Дидактические игры,

Подвижные игры,

Пальчиковые игры,

Речевые игры,

Наблюдения.

Беседы.

Экскурсии.

Чтение художественной литературы.

Художественная деятельность.

Музыка,

Труд и т.д.

 

 

Ожидаемые результаты.

Дети с удовольствием слушают и запоминают песни, припевки, колядки, народные обряды. Знают и играют на музыкальных инструментах: гармони, балалайке, трещетке, ложках и т.д. различают пословицы, поговорки, потешки, загадки о временах года, объясняют фразеологические обороты. Дети знают русские народные сказки, с удовольствием их рассказывают и инсценируют. Играют в народные словесные и подвижные игры, способны различать по цвету и элементам дымковскую, городскую, хохломскую росписи, гжель, с удовольствием лепят народные игрушки, расписывают посуду элементами народно-прикладного искусства. Родители активно помогают в подготовке и проведении народных праздников, выставок, конкурсов.

Схема реализации проекта

Раздел проекта

Вид детской деятельности

Время проведения

Игровая деятельность

Игры: «Старинные и современные предметы», «Не тяни кота за хвост», «Чем был и чем стал?» «Найди одинаковый узор», «Когда это бывает?», сюжетно-ролевые («Театр», «Магазин игрушек»), народные («Сиди, сиди, Яша, гори – гори ясно!», «Ручеек», «Ремешок»)

Октябрь - май

Социализация

Посещение музея д/сада «Русская изба».

Сентябрь

 

Поход в краеведческий музей.

Апрель

 

Коммуникация

НОД: «Русская народная культура»

Беседа о музеях

Сентябрь

НОД: «История городецкой росписи»

Беседа: «Бабушкины наряды»,

«Народные музыкальные инструменты»

Октябрь

НОД: «В гостях у Федоры»

Беседа: «Приметы, пословицы, поговорки об осени»

Ноябрь

НОД: «История вещей», «История дымковской росписи»

Беседы: «Проказы матушки – зимы», «Новый год»

Декабрь

НОД: «Народные праздники на Руси»

Беседы: «Народные приметы января», «Традиции Нового года», «Святки», «Рождество», «Старый Новый год», «Крещение», «История мужской и женской одежды», «Сказочные головные уборы», «Русская кухня, самовар и чаепитие»

Январь

НОД: «Характеристика зимних месяцев: январь и февраль», «История хохломской росписи»

Беседа: «Знакомство с потешным фольклором»

Февраль

НОД: «Народные праздники на Руси», «Масленица», «Искусство гжели»

Беседа: «Небылица в лицах, небывальщина»

Март

НОД: «История возникновения колоколов на Руси и в других странах

Беседа: «Словесные народные игры»

Апрель

НОД: «Устное народное творчество сказки. Сказки»

Беседа о традициях народных гуляний на Пасхальной неделе

Май

Художественная литература

Заучивание поговорок, пословиц, потешек.

Сентябрь - Май

Загадывание загадок о летних и осенних явлениях.

Разучивание и пение частушек о городце.

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

Сентябрь – Ноябрь

 

Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

Сказка: «Проказы старухи зимы»

Разучивание колядок.

Знакомство со сказкой: «Морозко»

Знакомство со сказкой: «Два Мороза»

Декабрь - Январь

Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

Знакомство со сказкой: «Каша из топора»

Разучивание народных припевок о масленице

Март - Май

Художественное творчество

НОД:.

Рисование: «Знакомство с городецкой росписью»,

«Цветочный узор городецкой росписи»

Лепка: «Нарядная барышня», «Лошадки», «Козленок» «Олешек» (по мотивам дымковских игрушек)

Октябрь

Рисование: «Расписные ткани» (по мотивам хохломы, городецкой росписи).

«Городецкий цветок», «Золотая хохлома и золотой лес»

Ноябрь

Рисование: «Дымковская роспись»

Декабрь

 

Рисование: «Приемы дымковской росписи»

Январь

Рисование: «Золотая хохлома», «Декоративная роспись посуды»

Февраль

 

 

Декоративное рисование: «Узор» (по мотивам городецкой и дымковской росписи), «Роспись кувшинчиков» (по мотивам хохломской росписи), «Знакомство с искусством гжельской росписи», «Узор в стиле народной росписи» (хохломской, дымковской, городецкой)

Март

Лепка индюка (дымковская игрушка).

Декоративное рисование: «Гжельские узоры», «Красивые цветы», «Роспись индюка», «Кукла в русском национальном костюме»

Апрель

Декоративное рисование: «Роспись гжельской посуды»

Май

Создание речевой среды, проведение выставок

Оформление уголка: «Руками народных умельцев»

Сентябрь

Оформление уголка: «Русские народные костюмы»

Выставка лепных фигур дымковских игрушек

Октябрь

Выставка рисунков городецкой росписи

Ноябрь

Выставка поделок: «Местные умельцы»

Декабрь

Выставка рисунков дымковской росписи

Январь

Выставка рисунков: «Золотая хохлома»

Февраль

Выставка «Искусство гжели»

Апрель

Трудовая деятельность

Изготовление елочных игрушек.

Декабрь – Январь

 Изготовление  кукол – оберегов

Февраль - Март

Изготовление поделок: «Пасхальные яйца»

Апрель

 

Здоровье и физическое развитие

Беседы: «Лекарственные растения», «Что ели люди в старину?»

Октябрь – Апрель

Спортивный праздник «Русские богатыри»

Февраль

 

Досуг: «Масленица»

Март

 

Музыка

Разучивание русских народных песен: «Барыня», «Травушка – муравушка», «Красный сарафан», «Комарик»

Сентябрь – Ноябрь

«Капустник»

Ноябрь

«Новый год»

Декабрь

 

«Крещение

Январь

«Посиделки»

Март

«Пасха»

Май

Работа с родителями

Родительское собрание: «Полезные советы – народные приметы»

Сентябрь

Консультация: «В здоровом теле – народный дух»

Ноябрь

 

Выставка: «Подарок Деда Мороза»

Декабрь

Пошив сарафанов к празднику Крещение

Областной конкурс: «Сказки добра»

Январь

 

Приобретение расписных платков к развлечению «Посиделки»

Март

 

Выставка: «Рукоделие в семье»

Апрель

 

78038107e4ad76e582625ba838462868.jpg

 2f0bfea343746a58b7c09e493a999835.jpg

 

 

 
23 апреля 2017 в 08:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.