Актуальность проекта.
Народные художественные традиции, выработанные многовековой мудростью их творцов, органично вписываются в совместную деятельность педагога с детьми, так как народная педагогика, обращенная к миру детства, освящена поэзией и добром. Считалки, пословицы, поговорки, сказки, игры и другие виды народного творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы и творческие возможности ребенка. Детям близки и понятны народные орнаменты, мотивы и образы произведений декоративно-прикладного искусства.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Поэтому в наше время необходимость и целесообразность эстетического воспитания в соответствии с требованиями современных педагогических технологий строить на основе национальных художественных традиций.
Цель проекта.
Воспитание творчески развитой личности; приобщение к русской национальной культуре.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.
- Показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством (песни, припевки, колядки, обряды).
- Дать представление о народных традициях и играх.
- Показать, что древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости.
- Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки и народного праздника Свистопляски.
- Рассказать об одном из наиболее ярких явлений в искусстве: росписи по дереву – хохломе, самой яркой лаконичной городецкой росписи.
- Объяснить, что сельские изделия представляют большую художественную ценность.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии опыта воспитания.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно-развивающей среде.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (сентябрь):
Создание развивающей среды,
Работа с родителями,
Подбор материала и т.д.
Практический (с октября по май) организация деятельности детей.
Заключительный: подведение итогов практической деятельности детей.
Формы работы:
НОД
Дидактические игры,
Подвижные игры,
Пальчиковые игры,
Речевые игры,
Наблюдения.
Беседы.
Экскурсии.
Чтение художественной литературы.
Художественная деятельность.
Музыка,
Труд и т.д.
Ожидаемые результаты.
Дети с удовольствием слушают и запоминают песни, припевки, колядки, народные обряды. Знают и играют на музыкальных инструментах: гармони, балалайке, трещетке, ложках и т.д. различают пословицы, поговорки, потешки, загадки о временах года, объясняют фразеологические обороты. Дети знают русские народные сказки, с удовольствием их рассказывают и инсценируют. Играют в народные словесные и подвижные игры, способны различать по цвету и элементам дымковскую, городскую, хохломскую росписи, гжель, с удовольствием лепят народные игрушки, расписывают посуду элементами народно-прикладного искусства. Родители активно помогают в подготовке и проведении народных праздников, выставок, конкурсов.
Схема реализации проекта
Раздел проекта |
Вид детской деятельности |
Время проведения |
Игровая деятельность |
Игры: «Старинные и современные предметы», «Не тяни кота за хвост», «Чем был и чем стал?» «Найди одинаковый узор», «Когда это бывает?», сюжетно-ролевые («Театр», «Магазин игрушек»), народные («Сиди, сиди, Яша, гори – гори ясно!», «Ручеек», «Ремешок») |
Октябрь - май |
Социализация |
Посещение музея д/сада «Русская изба». |
Сентябрь
|
Поход в краеведческий музей. |
Апрель
|
Коммуникация |
НОД: «Русская народная культура»
Беседа о музеях |
Сентябрь |
НОД: «История городецкой росписи»
Беседа: «Бабушкины наряды»,
«Народные музыкальные инструменты» |
Октябрь |
НОД: «В гостях у Федоры»
Беседа: «Приметы, пословицы, поговорки об осени» |
Ноябрь |
НОД: «История вещей», «История дымковской росписи»
Беседы: «Проказы матушки – зимы», «Новый год» |
Декабрь |
НОД: «Народные праздники на Руси»
Беседы: «Народные приметы января», «Традиции Нового года», «Святки», «Рождество», «Старый Новый год», «Крещение», «История мужской и женской одежды», «Сказочные головные уборы», «Русская кухня, самовар и чаепитие» |
Январь |
НОД: «Характеристика зимних месяцев: январь и февраль», «История хохломской росписи»
Беседа: «Знакомство с потешным фольклором» |
Февраль |
НОД: «Народные праздники на Руси», «Масленица», «Искусство гжели»
Беседа: «Небылица в лицах, небывальщина» |
Март |
НОД: «История возникновения колоколов на Руси и в других странах
Беседа: «Словесные народные игры» |
Апрель |
НОД: «Устное народное творчество сказки. Сказки»
Беседа о традициях народных гуляний на Пасхальной неделе |
Май |
Художественная литература |
Заучивание поговорок, пословиц, потешек. |
Сентябрь - Май |
Загадывание загадок о летних и осенних явлениях.
Разучивание и пение частушек о городце.
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»
Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» |
Сентябрь – Ноябрь |
|
Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
Сказка: «Проказы старухи зимы»
Разучивание колядок.
Знакомство со сказкой: «Морозко»
Знакомство со сказкой: «Два Мороза» |
Декабрь - Январь |
Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»
Знакомство со сказкой: «Каша из топора»
Разучивание народных припевок о масленице |
Март - Май |
Художественное творчество |
НОД:.
Рисование: «Знакомство с городецкой росписью»,
«Цветочный узор городецкой росписи»
Лепка: «Нарядная барышня», «Лошадки», «Козленок» «Олешек» (по мотивам дымковских игрушек) |
Октябрь |
Рисование: «Расписные ткани» (по мотивам хохломы, городецкой росписи).
«Городецкий цветок», «Золотая хохлома и золотой лес» |
Ноябрь |
Рисование: «Дымковская роспись» |
Декабрь
|
Рисование: «Приемы дымковской росписи» |
Январь |
Рисование: «Золотая хохлома», «Декоративная роспись посуды» |
Февраль
|
Декоративное рисование: «Узор» (по мотивам городецкой и дымковской росписи), «Роспись кувшинчиков» (по мотивам хохломской росписи), «Знакомство с искусством гжельской росписи», «Узор в стиле народной росписи» (хохломской, дымковской, городецкой) |
Март |
Лепка индюка (дымковская игрушка).
Декоративное рисование: «Гжельские узоры», «Красивые цветы», «Роспись индюка», «Кукла в русском национальном костюме» |
Апрель |
Декоративное рисование: «Роспись гжельской посуды» |
Май |
Создание речевой среды, проведение выставок |
Оформление уголка: «Руками народных умельцев» |
Сентябрь |
Оформление уголка: «Русские народные костюмы»
Выставка лепных фигур дымковских игрушек |
Октябрь |
Выставка рисунков городецкой росписи |
Ноябрь |
Выставка поделок: «Местные умельцы» |
Декабрь |
Выставка рисунков дымковской росписи |
Январь |
Выставка рисунков: «Золотая хохлома» |
Февраль |
Выставка «Искусство гжели» |
Апрель |
Трудовая деятельность |
Изготовление елочных игрушек. |
Декабрь – Январь |
Изготовление кукол – оберегов |
Февраль - Март |
Изготовление поделок: «Пасхальные яйца» |
Апрель
|
Здоровье и физическое развитие |
Беседы: «Лекарственные растения», «Что ели люди в старину?» |
Октябрь – Апрель |
Спортивный праздник «Русские богатыри» |
Февраль
|
Досуг: «Масленица» |
Март
|
Музыка |
Разучивание русских народных песен: «Барыня», «Травушка – муравушка», «Красный сарафан», «Комарик» |
Сентябрь – Ноябрь |
«Капустник» |
Ноябрь |
«Новый год» |
Декабрь
|
«Крещение |
Январь |
«Посиделки» |
Март |
«Пасха» |
Май |
Работа с родителями |
Родительское собрание: «Полезные советы – народные приметы» |
Сентябрь |
Консультация: «В здоровом теле – народный дух» |
Ноябрь
|
Выставка: «Подарок Деда Мороза» |
Декабрь |
Пошив сарафанов к празднику Крещение
Областной конкурс: «Сказки добра» |
Январь
|
Приобретение расписных платков к развлечению «Посиделки» |
Март
|
Выставка: «Рукоделие в семье» |
Апрель
|