Фуфаева Валентина Степановна - Воспитатель детского сада

Рекомендации для воспитателей и педагогов

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,
приветствия, благодарности), то им можно подсказать в стихотворной
форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова
теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя
ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень
дорогое».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите
детям следующие упражнения.

- «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он
становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

- «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

- «Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3. Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».

- «Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;

- Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как
рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

- «Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

- «Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

- «Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из
предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

- «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

- «Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

- «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова
предложите детям:

- изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи;

- произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

6. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет
сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое
отношение к тому или иному персонажу;

- следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди
описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался
точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети
изображают подарок и дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка
разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают
игру...;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными,
растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему
они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудь
своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

7. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т.д.

8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям
такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

 
19 ноября 2016 в 16:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.