Фуфаева Валентина Степановна - Воспитатель детского сада

Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка.

 Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

 

 Речь ребёнка – это показатель его развития.  У  детей речь  развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок  может правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  залог успешного обучения детей в школе – хорошая речь.    

 В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

 Главная цель речевого развития  в нашем саду состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел  их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

   Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитание культуры личности.

Значительное место в работе наших воспитателей  по развитию речи занимают дидактические игры.

 Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.

Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

 Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.  

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно – печатные; словесные;

 af035de8fd7bcf96905565ef8b1d12b2.jpg

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

   

 Дидактические игры в своей работе я и мои коллеги используют  во всех возрастных группах. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. 

  Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в дидактических играх отводится  работе со звуком, буквой и предложением. Воспитатели в нашем саду  большое значение  уделяют звуковому  восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

 

Кроме речевого развития в дидактических играх  осуществляется познавательное развитие, так игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.  Именно, дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать.

 Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания.

Любая  игра учит  запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает   развивать умственные способности детей.

 
12 ноября 2016 в 07:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.